Неспособность, а точнее, нежелание человеческого ума отпускать прошлое прекрасно иллюстрирует история о двух дзенских монахах — Танзане и Экидо.
Шагая по проселочной дороге, которая после сильных дождей стала месивом грязи, они повстречали возле деревни молодую женщину, пытавшуюся перейти через дорогу. Однако грязь было столь глубока, что, рискни она сделать хоть шаг, её шёлковое кимоно было бы безнадежно испорчено. Танзан, не раздумывая, подхватил женщину на руки и перенес на другую сторону дороги.
Монахи молча продолжили путь. Через пять часов, когда они подходили к храму, где должны были остановиться на ночлег, Экидо не выдержал: «Зачем ты перенес ту девушку через дорогу? Нам, монахам, этого делать нельзя».
«Я опустил её на землю много часов назад, — ответил Танзан, — а ты разве всё ещё несёшь её?».
А теперь вообразите себе жизнь человека, всё время живущего как Экидо, неспособного или нежелающего внутренне отпускать ситуации, накапливающего в себе все больше всякой всячины, и вы получите представление о том, как живет большинство людей на нашей планете. Какой же тяжкий груз прошлого они постоянно носят с собой в своем уме!
Прошлое живет в вас в виде воспоминаний, однако сами они не являются проблемой. На самом деле именно благодаря памяти мы можем учиться у прошлого, учиться на прошлых ошибках. Лишь когда воспоминания, то есть мысли о прошлом, полностью овладевают вами, они становятся бременем, становятся проблемой, и превращаются в часть вашего самоощущения. И тогда ваша личность, обусловленная прошлым опытом, становится вашей тюрьмой. Вы начинаете наделять воспоминания своим самоощущением и ваша история становится тем, кем вы себя считаете. Это «маленькое я» — не что иное, как иллюзия, заслоняющая ваше истинное «я» - вневременное и бесформенное Присутствие.
Однако ваша история состоит не только из воспоминаний ума, но и из эмоциональной памяти — старых эмоций, которые беспрерывно воскрешаются. Подобно монаху, который пять часов нес в себе груз возмущения, питая его своими мыслями, большинство людей всю жизнь носят в себе массу ненужного багажа, как умственного , так и эмоционального. Они ограничивают себя обидами, сожалением, враждебностью и чувством вины. Их эмоциональное мышление превратилось в их «я», и они цепляются за старые эмоции, так как те укрепляют образ их личности.
Из-за свойственной людям склонности навсегда сохранять в памяти старые эмоции почти каждый человек несет в своем энергетическом поле сгусток старой эмоциональной боли который я называю «болевым телом».
Но мы можем прекратить наращивать уже имеющееся у нас болевое тело. Мы можем научиться избавляться от привычки накапливать и сохранять в памяти старые эмоции: давайте, образно говоря, похлопаем крыльями и перестанем блуждать мыслями в прошлом — не важно, как давно это было, вчера или тридцать лет назад. Мы можем научиться не воскрешать в своем уме события и ситуации, не уходить с головой в съемки умственных фильмов, а постоянно возвращать свое внимание в девственно чистый, вневременной момент настоящего. Не мысли и эмоции, а само наше Присутствие станет тогда нашим личностным образом.
Что бы ни случилоь в прошлом, это не может помешать вам присутствовать в настоящем. А если прошлое не может помешать вам присутствовать в настоящем, тогда какая в нем сила?
Экхарт Толле «Новая Земля».